Восстановление срока на принятие наследства для наследника пятой очереди, постоянно проживающего за границей, вразрез со сложившейся судебной практикой.

Клиент обратился с задачей восстановить срок на принятие наследства, поскольку она постоянно проживает в Германии и не знала о смерти своей двоюродной бабушки. В последний раз когда доверительница прилетала в Москву бабушка еще была жива, а когда прилетела в следующий раз бабушка уже скончалась, а срок на принятие наследства уже истек.

В этом деле было прекрасно все:

  • Срок на принятие наследства истек;
  • Негативная для нас судебная практика – сложившаяся судебная практика Московского округа указывает, что факт проживания наследника в другой стране не является объективным основанием для восстановления срока на принятие наследства;
  • Наследодатель является двоюродной бабушкой, т.е. наш клиент являлся наследником пятой очереди;
  • Все родственника нашего клиента скончались, а потому необходимо выстраивать всю цепочку родственных отношений для того, чтобы доказать родство с наследодателем.

В суде первой инстанции мы восстановили всю цепочку родственных связей и заняли следующую позицию:

  1. Направили судебные запросы во все компетентные органы, которые могут предоставить информацию о пересечении границы нашим клиентом, поскольку в заграничном паспорте крайне плохо было видно даты пересечения границы.
  2. Представили доказательства обучения нашего клиента в университете в Германии;
  3. Представили копии авиабилетов, подтверждающие даты перелета доверителя из Германии в Россию и обратно;
  4. Обосновали объективность причин для восстановления срока исковой давности, которые заключались в том, что наша доверительница постоянно проживает в Германии, ежегодно навещала наследодательница в период летних каникул, но когда прилетели к ней в очередной раз она уже скончалась.
  5. Привели доводы относительно добросовестности истца, которые заключались в том, что как только она узнала от смерти бабушки, то сразу же обратилась в суд с иском о восстановлении срока на принятие наследства;
  6. Ключевым доводом было то, что при рассмотрении объективности причин пропуска срока на принятие наследства следует учитывать и личность наследодателя, поскольку в нашем споре наследодателя на момент смерти было 78 лет, телефоном она не пользовалась, связь поддерживать с ней было невозможно.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, посчитав причины пропуска срока на принятие наследства необъективными.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил иск полностью. Суд отметил, что наш доверитель объективно не имела возможности принять наследство после смерти двоюродной бабушки в связи с постоянным местом жительства за границей в связи с учебой.

Суд также указал, что при рассмотрении аналогичных споров следует учитывать и личность наследодателя. На момент смерти наследодателя ей было 78 лет, она не умела пользоваться ни мобильным телефоном, ни компьютером, поэтому поддерживать контакт истице было достаточно сложно. Родственников, проживающих в адрес у истицы нет. 

Таким образом, спор разрешился в пользу нашего доверителя, а мы положили в копилку разрешенных споров интересный спор с изменением практики в Московском регионе.

Карточка дела.

MADE BY STRAUT & SKOBELEV